Суббота, 04.05.2024, 13:02
| RSS
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Хапкидо [4]
БИ в теории [0]
Философия БИ [2]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Главная » Статьи » Хапкидо

Практикующим ХАПКИДО

<Хапкидо – искусство достаточно молодое, хотя имеет долгую предысторию. Ведь семья корейских боевых искусств была в старину довольно многочисленной. Наряду со школами, уделявшими главное внимание ударным техникам (особенно приемам работы ногами), были и такие, основу которых составляли захваты, броски, болевые приемы и точечные удары пальцами. Однако в первой четверти ХХ века все системы такого рода, известные под общим названием «юсуль» (мягкое искусство), практически исчезли.Во-первых, в отличие от «ударных» стилей, более простых и понятных широкой публике, их практиковали в основном даосские отшельники (вроде того, который фигурировал в фильме «Хон Гильдон»). Свое искусство они передавали только тем ученикам, которых считали способными продолжить дело их жизни. Понятно, что таковых было очень немного. Во-вторых, колониальная политика Японии, захватившей Корею в 1905 году, была направлена на уничтожение корейской культуры. В частности, занятия корейскими боевыми искусствами колонизаторы объявили «подрывной деятельностью» и запретили под страхом самых суровых наказаний. Вместо них японцы пропагандировали дзюдо, кэндо и дзю-дзюцу. Последнее почти повсеместно вытеснило омографичное ему по иероглифам «юсуль». Но корейская традиция не прервалась. Хотя и приобрела другие формы.

Биографию Чхве Ёнсоля, основателя хапкидо, мало кто знает до того момента, когда он в 1910 году покинул родину и уехал в Японию. Известно только, что он хорошо изучил «ударные» направления корейских боевых искусств, но, осознав их односторонность, стремился к большему. О технике юсуль он имел лишь общие представления, хотя именно она интересовала его больше всего. Поиски полузабытых корней «мягкого искусства» и привели Чхве в Японию. В прошлом корейская традиция очень часто питала японскую. Теперь настало время возвращения долгов. Чхве Ёнсоль знал, куда ехать. Его путь лежал к мастеру Сокаку Такэда, хранителю древнего боевого искусства айки-дзюцу (дословно – «техника сосредоточения жизненной энергии») школы Дайторю. Согласно преданию это искусство было занесено в Японию из Кореи безвестным монахом в IX веке и стало фамильным достоянием самурайского клана Такэда. Мастер Сокаку из-за недостатка средств вынужден был зарабатывать на жизнь тем, что обучал боевым искусствам. В предыдущие годы он убил на поединках около 150 человек. Во рту у него почти не было зубов: однажды, когда копье летело ему прямо в голову, он сумел перекусить древко, отделавшись потерей зубов и раной в полости рта. С каждым, кого он вызывал на поединок, Сокаку дрался тем оружием, искусным владением которым славился противник (т.е. мечом, копьем, полкой, цепью и т. д.) и всех побеждал.Слухи о его таинственной системе привлекали многих, но в ученики Такэда старался брать тех, кто побогаче. А безденежных ждала учесть Морихея Уесибы (основателя айкидо), которому пришлось наняться в услужение к мастеру и бесплатно выполнять для него все самые грязные и тяжелые работы по хозяйству. Более того, за каждый новый освоенный прием приходилось платить учителю от 300 до 500 иен (деньги это не большие, но все же!..). И, несмотря на все унижения, за пять лет службы Сокаку посвятил занятиям с Уесибой не более ста дней.Уэсиба был учеником Такэда с 1911 по 1916 годы. Тогда же начал у него учиться Чхве. Можно представить себе, насколько тяжелее ему пришлось. Уэсиба был беден, но он был японец, представитель древнего самурайского рода. Чхве был кореец, на которых в тогдашней Японии смотрели как на людей второго сорта, которым меньше платили за труд, подвергали постоянным придиркам и насмешкам. Но Чхве выдержал все и сумел овладеть айки-дзюцу настолько, что выиграл поединок у сына учителя.В Японии Чхве жил до конца второй мировой войны. За эти годы он соединил айки-дзюцу с известными ему корейскими техниками. Переосмыслив свои познания с позиции буддийской даосской философии, он преобразовал синтезированное им боевое искусство из техники (дзюцу) в Путь (до). Так появилось хапкидо. Термин этот омографичен термину айкидо. Но если последнее обычно трактуют как путь духовной гармонии, то хапкидо его создатель считал путем сосредоточения космической энергии (или, что то же самое – духовной силы), уделяя при этом особое внимание прикладным аспектам. Например, если мастер айкидо ограничится броском или просто позволит противнику упасть, то мастер хапкидо удержит его в жестком, ломающим кости захвате или в болевом замке. Если в айкидо работа с мечом практикуется как вспомогательная дисциплина (необходимая для лучшего понимания биомеханики и энергетики человека), то в хапкидо осваивается целый арсенал оружия. Если в классическом айкидо удары используются лишь для отвлечения внимания противника перед проведением броска, то в хапкидо удары руками и ногами играют весьма заметную роль.Поэтому приверженцы хапкидо считают свое направление идеальным, гармонично сочетающим жесткое и мягкое, внешнюю работу с внутренней. Хочу обратить на это особое внимание читателя, ибо весьма распространено мнение, что хапкидо – всего лишь корейский вариант джиу-джитсу. Тогда как на самом деле Чхве Ёнсоль попытался создать универсальное общекорейское боевое искусство. И если тхэквондо, окончательно сформировавшееся на несколько лет позже, стало распространяться вширь (при активной поддержке государства), то хапкидо на корейской земле пошло вглубь. У Чхве Ёнсоля было несколько сотен учеников. Однако лишь очень немногих он считал продолжателями своего дела. Просто изучить новую технику для этого было недостаточно. Надо было глубоко понять ту философию, которая легла в основу хапкидо. Эта философия связана с широко известной на Дальнем Востоке символикой восьми триграмм. Считается, что восемь триграмм (по-китайски «ба-гау») обозначают на только «движение на восемь сторон света», но и (через длинный ассоциативный ряд) все явления и закономерности непрестанно изменяющегося макро- и микрокосмоса.Проникновение в сущность этой философии позволяет осознать механизм круговорота энергии «ки» (китайское «ци»), той самой космической энергии, которая во всем присутствует и всем управляет. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредотачивать ее в себе и направлять в нужное русло. Естественно, такой человек должен обладать определенными качествами, выработке которых способствует неукоснительное соблюдение следующих восьми принципов: правильное восприятие, правильное суждение, правильная речь, правильные действия, правильное поведение, правильный образ жизни, правильный дух, правильное направление Пути.Эти постулаты, понимание которых затруднено для лиц, на знакомых с даосско-буддийской философией, конкретизируются в десяти заповедях хапкидо:1. Всякий, кто занимается хапкидо, должен помнить, что вся окружающая его природа есть энергия;2. Он обязан придерживаться пути сосредоточения в своем теле энергии неба и земли;3. Следуя этим путем, он должен развивать свои энергетические способности;4. В бою энергию природы надо использовать по восьми направлениям;5. Для тех, кто практикует хапкидо, существует только оборона;6. Последователь хапкидо в равной мере заботится о благоденствии своей страны и всего человечества;7. Последователь хапкидо уважает порядок и общественную мораль;8. Всякий, кто практикует хапкидо, уважает личность другого и скромен в своем поведении;9. Практикуя хапкидо, стремись наилучшим образом делать все, что тебе приходится делать;10. Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.Подобно айкидо, хапкидо – не соревновательный вид боевого искусства. Поэтому его демонстрация проводится в виде показательных выступлений. Одно из них мне довелось посмотреть в Сеуле. Выглядело это так. Небольшой полуподвальный зал. На стене – государственный флаг Республики Корея и портрет Чхве Ёнсоля. Вдоль этой стены на полу, покрытом татами, сидят на коленях, в обычной медитативной позе, участники выступления. Их одежда черного цвета, почти такая же, как у каратистов, только брюки немного длиннее и шире. У всех черные пояса, свидетельствующие о том, что они уже поднялись до уровня первого дана (система рангов и поясов в хапкидо аналогична тхэквондо). Перед ними, как перед стеной, сидят зрители, отделенные от площадки для выступлений лишь ступенькой.Демонстрация началась с ударов ногами. Они почти такие же, как в тхэквондо, но более мощные. Удары с земли выполняются, как правило, с разворота: и верхние, в голову противника, и ниже, типа сметающей подсечки. Был момент, когда один из выступавших без особых усилий провел вертикальный удар правой ногой за левое плечо! В прыжковых ударах бьют двумя ногами сразу, направляя их и в одну сторону, и в противоположные. Например, двое ребят, сидят на плечах партнера, держат в руках доски, а пятый в прыжке делает поворот вокруг вертикальной оси и в поперечном шпагате ломает сразу обе доски!Затем показывали приемы защиты от захватов и ударов. Рисунок этих приемов похож на айкидо, но выполняются они жестче и «разорваннее», без плавных переходов. Эту разорванность подчеркивает манера дыхания – выполнение каждого приема сопровождается серией криков «са». Противника удерживают после броска и добивают ударом ребра ладони. Достаточно характерным является выламывание руки противника при болевом захвате. Удары ногами здесь тоже использовались, но, в отличие от предыдущей части выступления, это были в основном удары под колено или в точку «цзу-сан-ли», выполнявшиеся при обходе противника сбоку. В ответ на удары противника ногами следовали не только захваты атакующей конечности, но и удары типа «рука-копье» в подмышку.Затем последовали более сложные вещи, в частности, схватка одного бойца сразу с двумя противниками. Здесь уже времени на удержание противника после броска не хватало, но и «чистых» уходов айкидо (когда противник словно проваливается в пустоту) тоже не было. Любая защитная комбинация заканчивалась контратакой. Один из выступавших очень эффектно отбивал все атаки, не вставая со стула, исключительно за счет разворотов корпуса и работы руками.Юношей сменил человек лет тридцати пяти, их учитель, имеющий шестой дан. Он делал вроде бы то же самое, но его движения гораздо больше напоминали технику айкидо своей мягкостью, плавностью и энергетикой. Мне объяснили, что одни и те же защиты в исполнении мастеров хапкидо и айкидо действительно очень похожи. Различия в технике того и другого направления более заметны на начальных стадиях обучения, так как хапкидо начинает с жесткой техники и лишь много времени спустя приходит к мягкой, тогда как в айкидо жесткость отсутствует изначально.После выступления учителя началась работа с оружием, точнее, с предметами повседневного быта, используемыми в качестве оружия. Среди них были короткие палочки «танбон», по своим размерам и форме похожие на обычные эстафетные, но изготовленные из твердых пород дерева. На конце каждой такой палочки есть отверстие, в которое продета веревочная петля. Палочку держат петлей вперед и стремятся поймать в нее кисть противника, а уже потом проводить прием, основанный на подобном захвате. Как тычковое оружие эти палочки не применяются.Зато для тычковых ударов по нервным центрам и по костям можно эффективно использовать палочки для еды, обычный карандаш либо авторучку. Способы применения этих предметов в самозащите тоже показывались. В технику хапкидо хорошо вписывается работа с тростью, имеющей на конце закругление вроде крюка (рукоять). Интересно то, что грубые захваты этим крюком отсутствуют. Вместо них довелось увидеть много хитрых замков, где палка подчеркивала направление движения, а крюк служил для усиления захвата, но не более того. Учитель показал также защиту от ударов ногой сложенным вдвое поясом. Он не только блокировал им удары, но и успевал поймать ногу противника в петлю, образованную сложенным поясом и повергнуть его наземь резким рывком. Естественно, что демонстрация сопровождалась определенными ритуалами. Среди них обязательные поклоны корейскому флагу и портрету Чхве Ёнсоля, клич «хапки!» перед началом каждой схватки и после нее, картинная стойка, которую принимал после проведения приема тот, кто «победил» условного противника…Как и во многих других видах боевых искусств, единой организационной структуры хапкидо не существует. Только в Южной Корее их четыре: международная ассоциация под руководством Мён Джэнама, всекорейская ассоциация во главе с Хван Доккю, ассоциация хапкидо при движении «новая деревня» и «Кидохве» (Общество пути и энергии). Кроме этих четырех ассоциаций, существует Всемирная федерация хапкидо с центром в Лос-Анджелесе (США), под руководством Мён Гвансика. Одним из самых выдающихся мастеров хапкидо считается Чи Ханджэ, который, несмотря на весьма преклонный возраст, продолжает вести занятия в своей знаменитой школе в Сан-Франциско. Что касается мастеров некорейского происхождения, то наибольшую известность среди них получил Фариборз Азакх из Ирана.Вот что рассказывает о своем пути в хапкидо Мён Джэнам, представляющий уже второе поколение учеников Чхве Ёнсоля:«Следуя в течение сорока лет, одному и тому же пути, я возглавил организацию хапкидо, дожил до седин и хочу окинуть теперь свое прошлое одним взглядом.Подобно тому, как росток превращается в исполинское дерево под дождями и ветрами, так и я следовал по избранному пути, невзирая на трудности и встречая много радостей. Я решил изучить боевые искусства в десять лет, и стал делать это под руководством своего деда. Уже тогда, когда я думал о боевых искусствах, то думал о хапкидо. Корейская поговорка гласит, что за десять лет даже горы и воды меняют свой облик. Так что к двадцати одному году я постиг основы хапкидо.После этого я занялся, с одной стороны, неустанной пропагандой этого искусства, а с другой – дальнейшим совершенствованием его техники. Благодаря моей преданности хапкидо, в возрасте 32-х лет мне удалось зарегистрировать ассоциацию хапкидо в министерстве образования республики Корея. Это было в 1969 году. А в 1981 году, когда мне исполнилось сорок четыре года, на тридцать пятом занятий хапкидо, мне удалось создать Международную ассоциацию хапкидо. Сейчас наша ассоциация имеет 700 специализированных центров в Корее, филиалы в 45-и странах мира и более миллиона членов»…Значение хапкидо в истории корейских боевых искусствах заключается в том, что оно сохраняет и развивает те их традиции, которые были отброшены при создании тхэквондо. Элементы техники хапкидо можно найти в таких современных школах как хварандо и куксуль, а хведжон мусуль, созданное Мён Джэоком (братом Мён Джэнама) и синмудо, разработанное Чи Ханджэ, просто берут из него начало.Нашим соотечественникам хапкидо почти неизвестно. Разве что некоторые его приемы, в основном технику работы ногами, демонстрируют в своих фильмах столь известные личности, как Брюс Ли (учившийся в 1969 г. у Чи Ханджэ) и Джекки Чан, прошедший курс обучения у инструктора Кима Джинпхаля, ученика все того же Чи Ханджэ. Ким учил и многих других актеров студии «Голден Харвест» в Гонконге, где снимаются столь популярные во всем мире фильмы кунфу – Анджелу Мяо, Картера Вонга и Само Хуна. Все эти люди получили достаточно высокий ранг в хапкидо, причем освоили не только технику «голой руки», но и работу с предметами труда и быта, используемых в качестве оружия.>

Категория: Хапкидо | Добавил: Михаил (16.06.2010)
Просмотров: 4006 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz